На сайте ФНС размещена правовая позиция налоговых органов в сфере государственной регистрации ЮЛ и ИП. Правовые позиции подлежат применению при осуществлении функций по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и КФХ.
П. 14.2.05.60 Письма ФНС РФ от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@, Пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, Подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» содержит следующую информацию относительно корректного заполнения форм, установленных приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.
На основании вышеперечисленных документов, в формах на регистрацию юридического лица должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т. п. ), корпус (строение и т. п. ), квартира (офис и т. п. )). Отсутствие в документах, представленных на регистрацию, указания на конкретные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), в котором будет размещаться соответствующее юридическое лицо, не может свидетельствовать о представлении документов, отражающих действительный адрес юридического лица.
Каждое юридическое лицо обязано иметь свое собственное наименование. Именно под своим наименованием оно выступает в гражданском обороте, вступает в хозяйственные отношения со своими контрагентами, а также с государственными и муниципальными органами. В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Гражданского кодекса РФ наименование юридического лица указывается в его учредительных документах (уставе). При этом стоит отметить, что наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму (например, ООО, ОДО, ОАО, ЗАО и т.д.).
Вместе с тем в деятельности очень многих организаций наступает момент, когда такая организация принимает решение об изменении своего наименования. Изменение наименования юридического лица может быть вызвано различными причинами, например, желанием участников (акционеров) юридического лица, стремлением привлечь большее количество клиентов, изменением сферы деятельности организации, изменением юридического адреса, перепрофилированием производства и т.д.
В любом случае для того, чтобы изменить свое наименование юридическому лицу необходимо пройти определенную юридическую процедуру, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
Как уже было указано выше, наименование юридического лица указывается в его учредительных документах (уставе). Таким образом, для того, чтобы изменить свое наименование, юридическое лицо должно внести соответствующие изменения в свои учредительные документы (устав). Внесение изменений в учредительные документы (устав) организации регламентируется ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Процедура внесения соответствующих изменений включает в себя следующие этапы:
1) Принятие уполномоченным органом юридического лица решения об изменении его наименования.
Так в ООО и АО в качестве данного органа выступает общее собрание участников (акционеров) общества. При этом за принятие данного решения в ООО должно быть отдано не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества, а в АО 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Если общество было создано одним лицом, то соответствующее решение об изменении наименования юридического лица принимается непосредственно таким лицом самостоятельно.
2) Подача документов в налоговый орган по месту нахождения юридического лица.
В течение 3-х рабочих дней с момента принятия уполномоченным органом юридического лица решения об изменении наименования, юридическое лицо обязано обратиться в налоговый орган и зарегистрировать соответствующее изменение. Согласно части 1 статьи 17 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для изменения наименования в налоговую инспекцию необходимо представить следующие документы:
А) Заявление о государственной регистрации изменений (форма Р13001) с заполненным листом «А».
Заявление должно быть подписано генеральным директором юридического лица, при этом подпись на заявлении подлежит нотариальному удостоверению. Исходя из практики, для свидетельствования подписи на заявлении нотариусы требуют представления следующих документов:
Б) Протокол общего собрания участников (акционеров) или решение единственного участника (акционера) об изменении наименования юридического лица.
В) Устав общества в новой редакции или текст изменений, вносимых в устав общества.
Г) Квитанция об оплате государственной пошлины (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса – 800 рублей).
В налоговую инспекцию должна быть представлена не копия квитанции, а ее оригинал.
Согласно действующему законодательству представление иных документов в налоговую инспекцию не требуется.
В течение 5 рабочих дней с момента представления полного комплекта документов налоговый орган обязан зарегистрировать изменение наименования юридического лица. Кроме того, на основании зарегистрированных изменений в уставе юридического лица налоговый орган вносит соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) в части указания нового наименования юридического лица в таком реестре.
С момента внесения соответствующей записи изменение наименования организации является юридически свершившимся фактом и имеет значение для любых третьих лиц.
Налоговый орган по результатам регистрации изменения наименования юридического лица выдает последнему свидетельство о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Изменения наименования юридического лица влечет возложение на него следующих дополнительных обязанностей:
В заключение стоит отметить, что юридическому лицу также целесообразно уведомить об изменении своего наименования своих контрагентов в целях поддержания надлежащих деловых отношений и в целях предотвращения каких-либо недоразумений, вызванных таким не уведомлением.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица. В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса РФ преобразование – это изменение организационно-правовой формы юридического лица с переходом всех его прав и обязанностей юридическому лицу другого вида, возникающему в результате такого преобразования.
Преобразование ООО в ОАО может быть вызвано различными причинами и проводиться как в добровольном порядке, так и в принудительном. Например, в принудительном порядке преобразование ООО в ОАО производится в случае, когда количество участников ООО превысит 50 (пункт 3 статьи 7 ФЗ «Об ООО»). В добровольном порядке преобразование ООО в ОАО производится по инициативе его участников и, как правило, в целях привлечения дополнительных средств третьих лиц путем продажи им акций вновь образованного ОАО.
Процедура преобразования ООО в ОАО включает в себя следующие основные этапы:
1) Принятие решения о преобразовании ООО в ОАО.
Принятие такого решения отнесено согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 33 ФЗ «Об ООО» к компетенции общего собрания участников ООО. При этом участники ООО должны проголосовать за принятие данного решения единогласно.
В рамках решения о преобразовании ООО в ОАО общее собрание принимает также следующие решения:
2) Направление уведомления в налоговую инспекцию, в котором зарегистрировано ООО, о преобразовании ООО в ОАО. Данное сообщение должно быть направлено в налоговый орган в течение 3-х рабочих дней с момента его принятия общим собранием участников.
3) Уведомление кредиторов ООО о преобразовании ООО в ОАО.
Общество обязано в срок не позднее 5 рабочих дней после даты направления сообщения о начале процедуры преобразования в ИФНС уведомить своих кредиторов о преобразовании ООО в ОАО. Обществу целесообразно направлять соответствующие уведомления заказным письмом с описью о вложении.
4) Публикация сообщения о преобразовании ООО в ОАО.
Данное сообщение должно быть опубликовано в Вестнике государственной регистрации. Согласно части 1 статьи 60 Гражданского кодекса РФ ООО обязано дважды с периодичностью 1 раз в месяц помещать в Вестнике государственной регистрации указанное сообщение.
5) Инвентаризация имущества ООО.
В соответствии с частью 2 статьи 12 ФЗ «О бухгалтерском учете» инвентаризация имущества юридического лица должна быть проведена в обязательном порядке в случае преобразования ООО в другую организационно-правовую форму.
6) Составление передаточного акта.
Передаточный акт, как правило, должен включать в себя бухгалтерскую отчетность, акт инвентаризации имущества общества, сведения о кредиторской и дебиторской задолженности ООО и иную информацию.
7) Созыв и проведение общего собрания участников ООО.
В данном случае общее собрание участников ООО проводится в следующих целях:
8) Направление информации в территориальное подразделение Пенсионного фонда РФ.
Общество обязано направить в Пенсионный фонд РФ соответствующие сведения в течение 1 месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса) – статья 9 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
9) Подача в налоговый орган документов на государственную регистрацию преобразования ООО в ОАО.
Именно данный этап заканчивает процедуру преобразования ООО в ОАО. Соответствующие документы подаются заявителем в налоговый орган по месту нахождения такого общества, то есть в тот орган, в котором было зарегистрировано ООО. На государственную регистрацию в налоговую инспекцию необходимо представить следующие документы:
Заявление о государственной регистрации ОАО по форме Р12001 с нотариально засвидетельствованной подписью на таком заявлении;
Устав ОАО (при этом в налоговый орган может быть представлен либо подлинник устава, либо его нотариально засвидетельствованная копия);
Решение о преобразовании ООО в ОАО (протокол общего собрания участников или решение единственного участника ООО);
Решение об утверждении устава ОАО, передаточного акта и избрании органов общества (протокол общего собрания участников или решение единственного участника ООО);
Передаточный акт или разделительный баланс;
Квитанция об оплате государственной пошлины (согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ государственная пошлина за регистрацию преобразования ООО в ОАО составляет 4000 рублей);
Документы, подтверждающие уведомление кредиторов ООО о преобразовании ООО в ОАО;
Доказательства публикации сообщения о преобразовании ООО в ОАО в Вестнике государственной регистрации;
Документы, подтверждающие представление информации в территориальное подразделение Пенсионного фонда РФ.
10) Эмиссия акций ОАО.
Правовое регулирование данной процедуры осуществляется согласно ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг. В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами процедура эмиссии акций ОАО включает в себя следующие этапы:
В заключение стоит сказать, что процедура преобразования ООО в ОАО является одним из самых сложных регистрационных действий, так как включает в себя множество различных этапов. Ввиду этого, как правило, преобразование ООО в ОАО затягивает на длительное время. Поэтому в целях избежания траты времени необходимо четко ознакомиться с механизмом данной процедуры и с отдельными его этапами.
Деятельность многих организаций приобретает широкий размах и может распространяться на огромные территории. Ввиду этого в целях более эффективного осуществления организациями своей деятельности действующее законодательство предусматривает возможность создания ими своих обособленных подразделений. Наиболее популярными формами таких подразделений являются филиал и представительство.
В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ:
Представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Таким образом, исходя из положений закона, можно сделать вывод, что филиал является более функциональным подразделением юридического лица, нежели представительство, так как филиал может осуществлять, в том числе и его функции. К тому же представительство в отличие от филиала не вправе осуществлять какую-либо деятельность юридического лица. Его функцией является представление и защита его интересов. Стоит отметить, что филиал вправе осуществлять только те виды деятельности, которые осуществляет головная организация, то есть осуществлять деятельность, не предусмотренную уставом юридического лица, филиал не может.
По своему юридическому статусу филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Это означает, что филиалы и представительства общества осуществляют свою деятельность от имени создавшего их общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства юридического лица несет создавшее их юридическое лицо.
К тому же имуществом филиал или представительство наделяет именно создавшее их юридическое лицо. Деятельностью филиала или представительства руководит руководитель, который назначается непосредственно юридическим лицом. При этом для того, чтобы такой руководитель имел право действовать, ему должна быть выдана доверенность, на основании которой он и будет действовать от имени юридического лица (головной организации).
Действующее законодательство напрямую устанавливает, что представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Таким образом, юридическое лицо для того, чтобы создать филиал или представительство, должно вначале внести соответствующие изменения в свои учредительные документы, которыми в большинстве случаев выступает устав.
В зависимости от организационно-правовой формы юридического лица принятие решения о создании филиала или представительства может быть отнесено к различным органам. Так, в ООО по общему правилу принятие такого решения отнесено к компетенции общего собрания участников ООО. Однако уставом общества принятие данного решения может быть отнесено к компетенции совета директоров. В АО принятие решения о создании филиала или открытии представительства напрямую отнесено к компетенции совета директоров. Таким образом, в каждом конкретном случае (в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица) необходимо смотреть, к компетенции какого органа юридического лица отнесено принятие решения о создании филиала и открытии представительства.
Если юридическое лицо состоит только из одного участника (акционера), то создание филиала или представительства осуществляется непосредственно по решению данного участника (акционера).
В целом процедура создания филиала или открытия представительства выглядит следующим образом:
1) Принятие уполномоченным органом юридического лица или его единственным участником (акционером) решения о создании филиала или представительства.
2) Подача в налоговый орган документов на регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы (устав) юридического лица в связи с созданием филиала или открытием представительства.
В налоговый орган должны быть представлены следующие документы:
Заявление по форме Р13001 с заполненным листом «Г» (при создании филиала) или «Д» (при создании представительства);
Решение о создании филиала или открытии представительства (протокол общего собрания, решение совета директоров, решение единственного участника (акционера) юридического лица);
Устав в новой редакции или текст изменений, вносимых в него;
Документ (квитанция) об оплате государственной пошлины (согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ государственная пошлина за внесение изменений в учредительные документы составляет 800 рублей).
Налоговый орган производит соответствующие регистрационные действия в течение 5 рабочих дней со дня поступления к нему полного перечня документов, необходимых для внесения соответствующих изменений.
Изменения учредительных документов ООО и АО в связи с созданием филиалов или открытием представительств приобретают юридическую силу для любых третьих лиц с момента уведомления налогового органа о таких изменениях.
В отношении создаваемых юридическим лицом филиалов или представительств такое лицо утверждает положение, на основании которого они и действуют при осуществлении своей деятельности.
Создание филиалов или открытие представительств довольно-таки серьезный шаг, так как их создание или открытие повлечет в последующем значительные расходы для юридического лица, связанные с содержанием филиала или представительства, выплатами сотрудникам и т.д. Соответственно юридическое лицо, прежде чем принимать решение о создании филиала или открытии представительства должно четко представлять размер соответствующих расходов и только на основании их анализа принимать соответствующее решение. В противном случае создание филиала или открытие представительства не принесет юридическому лицу каких-либо положительных результатов.
Перечень документов, представление которых требуется в налоговый орган для регистрации ООО, исчерпывающим образом указан в ст. 12 ФЗ «О государ. регистрации юридич. лиц и ИП». Какие-либо иные документы налоговая инспекция не вправе требовать от заявителя.
Однако на практике довольно-таки распространены случаи, в которые сотрудники налоговых органов истребуют от организаций документы, подтверждающие их юридический адрес. В качестве такого подтверждающего документа в отдельных случаях предоставляется гарантийное письмо от собственника о предоставлении помещения в пользование. На практике вопрос о юридической силе данного письма разрешается судами по-разному.
Позиция № 1 – Гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса для организации не является надлежащим доказательством достоверности сведений, представленных на регистрацию компании.
Данная позиция нашла свое подтверждение и в практике судебных инстанций – постановление ФАС МО по делу № A40-58753/07-72-373 от 14.07.2008 № KГ-A40/5667-08.
Позиция № 2 – Гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса является надлежащим доказательством достоверности сведений, представленных на регистрацию компании.
При этом, указывая на соответствующий вывод, судебные инстанции различных регионов Российской Федерации отмечают, что истребование каких-либо иных документов, нежели те, которые предусмотрены законодательством является незаконным. Вместе с тем при разрешении судебных споров с налоговыми инспекциями представление арендатором/субарендатором соответствующего гарантийного письма от собственника на занимаемое им помещение является весомым доказательством, подтверждающим достоверность сведений о юридическом адресе компании, указанных как в заявлении на регистрацию, так и в уставе фирмы.
Вышеуказанная позиция нашла свое подтверждение в постановлении ФАС МО по делу № A40-92088/08-122-196 от 30.09.2009 № KГ-A40/9619-09, постановлении ФАС ЗСО по делу № A46-19027/2009 от 20.07.2010, постановлении ФАС ПО по делу № A55-19318/2009 от 07.06.2010.
Стоит отметить, что вторая из вышеизложенных позиций является преобладающей в настоящее время, в связи с чем необходимо сделать вывод о том, что гарантийное письмо может быть использовано в качестве доказательства для подтверждения юридического адреса компании.
Юридический адрес организации указывается в ее основном документе – уставе компании, а также в реестре юридических лиц. Информация о нем в определенной степени необходима для учета и контроля за компанией со стороны государственных органов.
Вместе с тем на практике довольно-таки распространенными являются ситуации, связанные с тем, что ООО фактически не располагается по месту регистрации, то есть юридический адрес ООО не соответствует его фактическому месту расположения. На основании этого налоговые инспекции в некоторых случаях отказывают в регистрации ООО или признают такую регистрацию недействительной. Однако судебная практика подходит иным образом к определению последствий фактического отсутствия ООО по месту регистрации.
1) Если компания отсутствует по адресу, указанному в заявлении на регистрацию ООО (форма 11001) в период рассмотрения заявления налоговым органом, и не может представить доказательства на право использования указанного помещения, то отказ в государственной регистрации фирмы вполне правомерен.
Представленный вывод подтверждается судебной практикой, а именно постановлением ФАС УО от 19.03.2008 № Ф09-1907/08-C4 по делу № A60-26503/2007-C9.
2) Отсутствие компании по указанному ей в учредительных документах юридическому адресу после государственной регистрации не может считаться основанием для признания регистрации фирмы недействительной.
При этом суды при изложении соответствующей позиции основываются на следующем. Ликвидация юридического лица является исключительной санкцией за допущенные при его образовании нарушения требований закона. Поэтому данная санкция не может применяться формальным способом и должна быть соразмерна нарушениям, допущенным при регистрации, и вызванным такими нарушениями правовым последствиям. В связи с этим, если компания продолжает осуществлять свою хозяйственно-экономическую деятельность, и нарушения, которые выразились в указании недостоверного юридического адреса фирмы в заявлении и в уставе при ее создании, не являются неустранимыми, а также влекущими ликвидацию юридического лица, то регистрация соответствующей компании не может быть признана недействительной.
При этом стоит указать, что суды в своих постановлениях возлагают обязанность по представлению доказательств неустранимости нарушений именно на налоговые органы.
Вышеозначенная позиция нашла свое подтверждение в постановление ФАС ДО по делу № A51-1618/2009, ФАС ЗСО по делу № A27-1762/2010, ФАС ЗСО по делу № A45-24693/2009
Одной из основных составляющих качества услуги по предоставлению (продаже) юридического адреса является возможность доступа для организации к такому помещению при выездной проверке со стороны государственных органов (ИФНС, таможня), банков и контрагентов компании.
При этом такой доступ безусловно должен включать в себя:
Правильный приём такой проверки позволяет организации не навлечь на себя дополнительные меры контроля со стороны налоговиков и соответственно избежать санкций за несовпадение юридического адреса с фактическим местом нахождения фирмы.
Юридический адрес компании играет весомую роль в ее создании и дальнейшем осуществлении деятельности. Так, очень часто налоговые органы при регистрации фирмы проверяют ее юридический адрес на достоверность и подлинность, в том числе по базе «чёрных» адресов. При этом если адрес обнаруживается в указанном списке, то инспекция после проведения выездной проверки может отказать в регистрации предприятия.
Кроме того, налоговые органы проводят проверку юр.лица не только на этапе регистрации, но также и на протяжении всей её хозяйственной деятельности. Сотрудники инспекции могут осуществить выезд по указанному при регистрации адресу, чтобы провести проверку соответствия юридического адреса фирмы ее фактическому местоположению. Указание заведомо ложного адреса при регистрации предприятия или отсутствие фирмы по юридическому адресу может повлечь за собой административное наказание.
Проверка соответствия юридического адреса фирмы ее фактическому месту расположения осуществляется следующими нижеуказанными способами:
Банковские структуры также очень часто осуществляют проверку соответствия юридического адреса компании, указанного в учредительных документах, посредством выезда по такому адресу, особенно в случаях, когда речь идет о выдаче крупных кредитов. Аналогичная ситуация актуальна и в отношении контрагентов, с которыми фирма намеревается заключить долгосрочный и крупный контракт.
Все вышеуказанные обстоятельства еще раз подчеркивают необходимость фактического использования достоверного юридического адреса.