Статьи

« Назад

Применение ККТ

В Российской Федерации применение контрольно-кассовой техники различными организациями и индивидуальными предпринимателями связано с осуществлением ими наличных денежных расчетов и/или расчетов с использованием платежных карт. Основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим сферу применения контрольно-кассовой техники, является ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

В соответствии с абзацем 2 статьи 1 указанного закона контрольно-кассовая техника – это контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы. Стоит отметить, что ККТ применяется при:

  • купле-продаже товаров;
  • выполнении работ;
  • оказании услуг.
  • По общему правилу применение ККТ организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении указанных видов деятельности является обязательным. Вместе с тем законодательство устанавливает следующие исключения из данного правила:

    1) Если организация или ИП оказывает услуги населению, то такая организация или ИП вправе не применять ККТ, но при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Данные бланки утверждаются соответствующими государственными органами.

    По своей юридической силе бланк строгой отчетности приравнивается к кассовому чеку, который выдается при применении ККТ.

    2) Если организация или ИП являются налогоплательщиками ЕНВД, то они вправе не применять ККТ, но при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

    3) Если организации или ИП осуществляют специфичные виды деятельности, исчерпывающий перечень которых указан в пункте 3 статьи 2 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Например, к таким видам деятельности относится продажа газет и журналов, продажа лотерейных билетов, продажа ценных бумаг, торговля на рынках и ярмарках, торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив и т.д.

    4) Если организация или ИП находится в отдаленном или труднодоступном месте (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ.

    Во всех остальных случаях применение организациями или ИП контрольно-кассовой техники является обязательным.

    Действующим законодательством установлено, что организации и ИП могут применять только те модели ККТ, которые включены в Государственный реестр. Использование моделей ККТ, не включенных в реестр, не допускается, за исключением случаев, когда соответствующая модель ККТ была исключена из Государственного реестра. В таких случаях применение в деятельности такой модели осуществляется до истечения нормативного срока ее амортизации.

    ККТ должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета организации или ИП в качестве налогоплательщика, быть исправной, опломбированной, а также иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме. Более подробные требования к функциям и устройству ККТ установлены постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями».

    Законодательство Российской Федерации четко устанавливает основные обязанности организаций и ИП, применяющих в своей деятельности ККТ. Такие организации обязаны:

  • Регистрировать ККТ в налоговом органе;
  • Применять только исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
  • Выдавать своим покупателям (клиентам) в момент оплаты кассовые чеки;
  • Обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;
  • Производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
  • Контроль за применением организациями и ИП контрольно-кассовой техники осуществляют налоговые органы. При этом налоговые органы могут проводить проверку выдачи покупателям кассовых чеков, проверять документы на ККТ, налагать штрафы за административные правонарушения и т.д.

    Организации и индивидуальные предприниматели, обязанные применять в своей деятельности контрольно-кассовую технику, должны соблюдать установленный законодательством порядок ее применения в целях избежания привлечения к юридической ответственности. Если организация или индивидуальный предприниматель не применяет ККТ, либо применяет ККТ, не соответствующую требованиям действующего законодательства, либо использует ККТ с нарушением законодательства, а также если не выдает клиенту кассовый чек, то в таком случае они подлежат привлечению к административной ответственности согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ. За указанные нарушения налагается следующее наказание – предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей; на юридических лиц - от 30000 до 40000 рублей.