Перечень документов, представление которых требуется в налоговый орган для регистрации ООО, исчерпывающим образом указан в ст. 12 ФЗ «О государ. регистрации юридич. лиц и ИП». Какие-либо иные документы налоговая инспекция не вправе требовать от заявителя.
Однако на практике довольно-таки распространены случаи, в которые сотрудники налоговых органов истребуют от организаций документы, подтверждающие их юридический адрес. В качестве такого подтверждающего документа в отдельных случаях предоставляется гарантийное письмо от собственника о предоставлении помещения в пользование. На практике вопрос о юридической силе данного письма разрешается судами по-разному.
Позиция № 1 – Гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса для организации не является надлежащим доказательством достоверности сведений, представленных на регистрацию компании.
Данная позиция нашла свое подтверждение и в практике судебных инстанций – постановление ФАС МО по делу № A40-58753/07-72-373 от 14.07.2008 № KГ-A40/5667-08.
Позиция № 2 – Гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса является надлежащим доказательством достоверности сведений, представленных на регистрацию компании.
При этом, указывая на соответствующий вывод, судебные инстанции различных регионов Российской Федерации отмечают, что истребование каких-либо иных документов, нежели те, которые предусмотрены законодательством является незаконным. Вместе с тем при разрешении судебных споров с налоговыми инспекциями представление арендатором/субарендатором соответствующего гарантийного письма от собственника на занимаемое им помещение является весомым доказательством, подтверждающим достоверность сведений о юридическом адресе компании, указанных как в заявлении на регистрацию, так и в уставе фирмы.
Вышеуказанная позиция нашла свое подтверждение в постановлении ФАС МО по делу № A40-92088/08-122-196 от 30.09.2009 № KГ-A40/9619-09, постановлении ФАС ЗСО по делу № A46-19027/2009 от 20.07.2010, постановлении ФАС ПО по делу № A55-19318/2009 от 07.06.2010.
Стоит отметить, что вторая из вышеизложенных позиций является преобладающей в настоящее время, в связи с чем необходимо сделать вывод о том, что гарантийное письмо может быть использовано в качестве доказательства для подтверждения юридического адреса компании.
Одной из основных составляющих качества услуги по предоставлению (продаже) юридического адреса является возможность доступа для организации к такому помещению при выездной проверке со стороны государственных органов (ИФНС, таможня), банков и контрагентов компании.
При этом такой доступ безусловно должен включать в себя:
Правильный приём такой проверки позволяет организации не навлечь на себя дополнительные меры контроля со стороны налоговиков и соответственно избежать санкций за несовпадение юридического адреса с фактическим местом нахождения фирмы.
Юридический адрес компании играет весомую роль в ее создании и дальнейшем осуществлении деятельности. Так, очень часто налоговые органы при регистрации фирмы проверяют ее юридический адрес на достоверность и подлинность, в том числе по базе «чёрных» адресов. При этом если адрес обнаруживается в указанном списке, то инспекция после проведения выездной проверки может отказать в регистрации предприятия.
Кроме того, налоговые органы проводят проверку юр.лица не только на этапе регистрации, но также и на протяжении всей её хозяйственной деятельности. Сотрудники инспекции могут осуществить выезд по указанному при регистрации адресу, чтобы провести проверку соответствия юридического адреса фирмы ее фактическому местоположению. Указание заведомо ложного адреса при регистрации предприятия или отсутствие фирмы по юридическому адресу может повлечь за собой административное наказание.
Проверка соответствия юридического адреса фирмы ее фактическому месту расположения осуществляется следующими нижеуказанными способами:
Банковские структуры также очень часто осуществляют проверку соответствия юридического адреса компании, указанного в учредительных документах, посредством выезда по такому адресу, особенно в случаях, когда речь идет о выдаче крупных кредитов. Аналогичная ситуация актуальна и в отношении контрагентов, с которыми фирма намеревается заключить долгосрочный и крупный контракт.
Все вышеуказанные обстоятельства еще раз подчеркивают необходимость фактического использования достоверного юридического адреса.
На сайте ФНС размещена правовая позиция налоговых органов в сфере государственной регистрации ЮЛ и ИП. Правовые позиции подлежат применению при осуществлении функций по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и КФХ.
П. 14.2.05.60 Письма ФНС РФ от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@, Пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, Подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» содержит следующую информацию относительно корректного заполнения форм, установленных приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.
На основании вышеперечисленных документов, в формах на регистрацию юридического лица должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т. п. ), корпус (строение и т. п. ), квартира (офис и т. п. )). Отсутствие в документах, представленных на регистрацию, указания на конкретные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), в котором будет размещаться соответствующее юридическое лицо, не может свидетельствовать о представлении документов, отражающих действительный адрес юридического лица.
Юридический адрес организации указывается в ее основном документе – уставе компании, а также в реестре юридических лиц. Информация о нем в определенной степени необходима для учета и контроля за компанией со стороны государственных органов.
Вместе с тем на практике довольно-таки распространенными являются ситуации, связанные с тем, что ООО фактически не располагается по месту регистрации, то есть юридический адрес ООО не соответствует его фактическому месту расположения. На основании этого налоговые инспекции в некоторых случаях отказывают в регистрации ООО или признают такую регистрацию недействительной. Однако судебная практика подходит иным образом к определению последствий фактического отсутствия ООО по месту регистрации.
1) Если компания отсутствует по адресу, указанному в заявлении на регистрацию ООО (форма 11001) в период рассмотрения заявления налоговым органом, и не может представить доказательства на право использования указанного помещения, то отказ в государственной регистрации фирмы вполне правомерен.
Представленный вывод подтверждается судебной практикой, а именно постановлением ФАС УО от 19.03.2008 № Ф09-1907/08-C4 по делу № A60-26503/2007-C9.
2) Отсутствие компании по указанному ей в учредительных документах юридическому адресу после государственной регистрации не может считаться основанием для признания регистрации фирмы недействительной.
При этом суды при изложении соответствующей позиции основываются на следующем. Ликвидация юридического лица является исключительной санкцией за допущенные при его образовании нарушения требований закона. Поэтому данная санкция не может применяться формальным способом и должна быть соразмерна нарушениям, допущенным при регистрации, и вызванным такими нарушениями правовым последствиям. В связи с этим, если компания продолжает осуществлять свою хозяйственно-экономическую деятельность, и нарушения, которые выразились в указании недостоверного юридического адреса фирмы в заявлении и в уставе при ее создании, не являются неустранимыми, а также влекущими ликвидацию юридического лица, то регистрация соответствующей компании не может быть признана недействительной.
При этом стоит указать, что суды в своих постановлениях возлагают обязанность по представлению доказательств неустранимости нарушений именно на налоговые органы.
Вышеозначенная позиция нашла свое подтверждение в постановление ФАС ДО по делу № A51-1618/2009, ФАС ЗСО по делу № A27-1762/2010, ФАС ЗСО по делу № A45-24693/2009